О ФАКУЛЬТЕТЕАБИТУРИЕНТАМПРАКТИКАСМИ
Главная
Наука
Образование
Библиотека
Студентам
Студенческий актив
Задайте вопрос

 

Код баннера so.mgppu.ru


 

МГППУ в социальных сетях

 

Национальный центр профессиональной ориентации "Университет мечты"

 

 

Портал PsyJournals.ru

 

 

Европейский психологический сертификат EuroPsy

 

 

 

 

 

 

 

Главная ›› Персоналии ››

Кто есть кто


Хухлаев Олег Евгеньевич

Должность (должности) в МГППУ:
Профессор кафедры «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования»
Заведующий кафедрой «Этнопсихология и психологические проблемы поликультурного образования»

Образование: высшее
1998, Московский педагогический государственный университет «Педагогика и психология», квалификация «Преподаватель педагогики и психологии для средних специальных учебных заведений»
---
2010, Институт психодрамы и ролевого тренинга, Москва. Бизнес-тренинг
2007, LTS training and consulting, UK. Межкультурный тренинг
2008, ITIM international, Germany. Кросс-культурный менеджмент
2007, Московская высшая школа социальных и экономических наук. Международная образовательная программа

Ученая степень: кандидат психологических наук
29.11.2001, кандидатская диссертация на тему «Особенности содержания страха у детей вынужденных мигрантов : На материале исследования детей-беженцев 7 - 10 лет» по специальности 19.00.13 – Психология развития - акмеология

Ученое звание: доцент
16.04.2008, по кафедре этнопсихологии и психологических проблем поликультурного образования

Дисциплины, читаемые в МГППУ:
на факультете "Социальная психология"
- Введение в этнопсихологию
- Основы практической этнопсихологии
- Социальная психология этнических групп
- Этнопсихология
на факультете "Психология образования"
- Культура и межкультурное взаимодействие с современном мире
на факультете "Повышение квалификации по психологии"
- лекции, семинары и практические занятия на программе профессиональной переподготовки «Психология межкультурной коммуникации в сфере образования» 

Научные интересы:
- специфика адаптации детей - мигрантов в общеобразовательной школе, их психологическое сопровождение
- психология национализма и ксенофобии, профилактика этих явлений в образовательной среде
- психологические аспекты патриотизма, гражданской и этнической идентичности
- культурные различия в обучении, кросс-культурный менеджмент в сфере образования
- межкультурный тренинг, массовые мероприятия направленные на оптимизацию межкультурного взаимодействия
- современные подходы к образованию в области межкультурной коммуникации: от тренингов до магистерских программ
- современные тенденции европейского высшего образования и их отражение в России

Достижения:
- автор и ведущий тренинговых программ в области межкультурной коммуникации
- специалист в области психологии культурных различий и межкультурного взаимодействия
- специалист в области разработки и организации малых и больших (вплоть до магистратуры) образовательных программ
- руководитель исследовательских программ в области межкультурного взаимодействия
- председатель оргкомитета всероссийской конференции «Практическая этнопсихология: актуальные проблемы и перспективы развития»
- соавтор примерных основных образовательных программ (ООП) по психологии культуры и поликультурному образованию в рамках стандарта ФГОС по направлению «Психолого-педагогическое образование»
- член редакционной коллегии журнала «Социальная психология и общество»
- руководитель проекта «Этнопсихология» в рамках инновационной образовательной программы МГППУ (2007-2009)
- лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2005)
- соавтор первых в России тренинговых программ по обучению толерантности и массовых мероприятий (игр), направленных на профилатику ксенофобии, разработанных в центре «Гратис» (1998-2002 гг.)

Тематика научно-исследовательских работ студентов

Дата рождения: 16.06.1976 г.


Публикации:

Статьи
- Содержание страхов у детей вынужденных мигрантов // Развитие личности, 2002. - №1, С.227-255. (в соавт. со Счастной Т.Н.)
- Психодиагностика толерантности // Психологи о мигрантах и миграции в России: Информационно-аналитический бюллетень №4. – М.: Смысл, 2002, С.59 –66 (в соавт. с Солдатовой Г.У., Кравцовой О.А., Шайгеровой Л.А.)
- Методика диалогического рассказывания историй в индивидуальной работе с детьми из семей беженцев // Психологическая помощь мигрантам в России: теория и практика. – М.: МГУ им. М.В.Ломоносова, 2003. – с.170-179.
- Диалогическое рассказывание историй: категории интерпретации // Школьный психолог, 2005 – Май, № 10 (334) – с.19-30.
- Не такой как все: психологическая адаптация детей-мигрантов из инокультурной среды в начальной школе (материалы к тренингу) // Школьный психолог №18 (352) 16-30.09.2005. – с.35-38.
- Встреча: социально-психологическая игра // Школьный психолог №18 (352) 16-30.09.2005. –с.60-61
- Психология переживания в контексте культурно-исторической типологии (на примере деятельности переживания в детском возрасте) // Вопросы психологии, 2005. -№5. с.19-26
- Этническая идентичность: между психологией и идеологией //Этнопсихологические и социокультурные процессы в современном обществе: Материалы Второй Международной научной конференции 22-24 сент. 2005 г. /отв.ред. В.В. Гриценко. Балашов: Изд-во "Николаев", 2005. С.515-518.
- Москвичи глазами мигрантов из Чечни: атрибуция межнациональных отношений // Этно-журнал, 2006. http://www.ethnonet.ru
- Давай с тобой поговорим: диалогическое расказывание историй в работе с психологической травмой // Школьный психолог № 4 (362) 16-28.02.2006. –с.36-38; Школьный психолог № 5 (363) 1-15.03.2006. – с.32-36
- Проторенные дороги» и «нехоженные тропы»: психодраматическая работа по восстановлению контаката с жизненными силами // Психодрама и современная психотерапия. –2006. - №2-3. – с.125-133. (соавт. с Первушиной И.М.)
- Причины этнического конфликта: построение социально-психологической типологии // Этнопсихология: вопросы теории и практики/ред. О.Е.Хухлаев. – М.:МГППУ, 2006. – Ч.1 – с.52-67
- Психологическая работа с детьми в афганской эмигрантской общине // Общиннная психология: национальный опыт в глобальной перспективе / ред. Е.Тартаковский, В.Собкин. – М.: «GRA-FIX», 2006 - с.274-286.
- Этнические различия в современном мегаполисе и агрессивный национализм // Жизнь национальностей, 2007. - №1. - с.19-27
- Этническая идентичность и значимое социальное окружение индивида (исследование русскоязычного юношества Латвийской Республики)// Культурно-историческая психология. 2007. -№4 – (соавт с. Руссита Т.Э.) - с.11-18.
- Национализм как социально-психологический феномен: к постановке вопроса // Акмеология. – 2008. - №№3,4.- сс. 118-125, 111-118 (соавт. с Кузнецовым И.М.)
- Measuring teachers’ intercultural competence: Towards a theory-based instrument //Book of Abstracts of the 19th International Congress of the International Association for Cross-Cultural Psychology. - Germany, 2008 pp. 237-238 (with Marina Chibisova)
- Противодействие агрессивному национализму в образовательной среде с точки зрения социальной психологии // Межкультурная компетентность педагога в поликультурном образовательном пространстве: Научно-методические материалы / Под ред. Хухлаева О. Е., Чибисовой М. Ю. – СПб.: ООО «Книжный Дом», 2008. – с.233-252
- Этнонациональные установки в контексте базовых убеждений личности // Личность в межкультурном пространстве.: Материалы ІІІ международной конференции, посвященной 100-летию социальной психологии. Ч.1. 20-21 ноября 2008 г., Москва, РУДН. – М.:РУДН,2008. - сс.19-23
- A model of teaching cross-cultural psychologist in Russia // How globalization affect cultures and how cultures affect globalization? / SIETAR global congress, 22-26 October 2008, Granada, Spain. - p.27
- Межкультурная коммуникация в современном бизнесе: управление разнообразием //Бизнес-коммуникация и языки для специальных целей: опыт, стратегии, проблемы: материалы Междунар. научн.-практ. Конф. (Минск, 14-15 мая 2009 г.). – Минск: БГЭУ, 2009. - с. 10-11
- Этнонациональные установки московских старшеклассников в условиях совместного обучения с мигрантами // Психологическая наука и образование. 2009. №1. с.5-12
- Национализм как социально-психологический феномен в молодежной среде // Этнопсихология: вопросы теории и практики. Сборник научных трудов. Вып. 2 / Под ред. О.Е.Хухлаева. – М.:МГППУ,2009 (соавт. с Хухлаевой О.В.) – с.86-95
- Как говорить об «иных»? или Измерения культуры в сфере образования // Школьный психолог N20 (450), 16-31.10.2009
- Националистические аттитюды современной российской молодежи: опыт эмпирического исследования // 5 Всероссийский конгресс политологов «Изменения в политике и политика изменений: Стратегии, институты, акторы». Москва, 20-22 ноября 2009 г. Тезисы докладов. – М.: Российская ассоциация политической науки, 2009. – с.445-446
- Теоретические и практические вопросы межкультурной коммуникации: современные тенденции // Электронный журнал Психологическая наука и образование http://psyedu.ru, 2010. №5 с.168-179 (в соавт. с Чибисовой М.Ю.)
- «Кросс-культурный интеллект»: на пути к интеграции когнитивного и социально-психологического подхода к межкультурной коммуникации // Этнопсихология: вопросы теории и практики. Сборник научных трудов. Вып. 3 / Под ред. О.Е.Хухлаева. – М.:МГППУ,2010 - с.76 – 78 - Социальные представления об отношениях руководства и подчинения: кросс-культурные различия // Социальная психология и общество. 2010. №1. – C. 91-105 (в соавт. с Балашовой Е.А.)
- Этнонациональные установки современной Российской молодежи // Вопросы психологии, 2011. №5. с. 46-57

Главы в монографиях
- Арт-терапия в работе с детьми вынужденных мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. – М.: Смысл, 2001. – С.264-279
- Групповая работа по преодолению страхов у детей вынужденных мигрантов // Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований и практической работы. – М.:Смысл, 2001. – С.246-264
- Межнациональные отношения в Москве в контексте миграционной ситуации // Состояние и тенденции межнациональных отношений, этнодемографической ситуации развития населения г.Москвы: социологический и социально-психологический аспекты / под ред. Камнева А.И., Кондратьева М.Ю.– М.,2004. – С.25-132. – (в соавт с Кузнецовым И.М., Первушиной И.М.)
- Этнопсихологическая школа в МГППУ // Московская психологическая школа: история и современность; в 4 т. /Под. общ.ред. В.В.Рубцова. – Т.4. – М.. 2007. – с. 303-309

Учебно-методические пособия
- Лабиринт души: терапевтические сказки. – М.,2001. (введение и редакция, в соавт. с Хухлаевой О.В.)
- Маленькие игры в большое счастье: как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – М.,2001. (в соавт. с Хухлаевой О.В., Первушиной И.М.)
- Позволь другим быть другими другими. Тренинг толерантности для подростков. – М.: Смысл, 2002. (в соавт с Солдатовой Г.У., Макарчук А.В., Шайгеровой Л.А, Щепиной А.)
- Как стать великодушным. Тренинги толерантности для подростков. – М.:МГУ, 2003. (в соавт. с Солдатовой Г.У., Макарчук А.В., Шайгеровой ЛА., Шаровой О.И., Щепиной А.И.)
- Тропинка к своему «Я»: как сохранить психологическое здоровье дошкольников - М.: Генезис, 2004. - (в соавт с Хухлаевой О.В., Первушиной И.М.)
- Обычная работа в необычных условиях. Психологическое консультирование, осложненное травматическим стрессом. – М.: МГППУ, 2006
- Искусство жить с непохожими людьми: психотехника толерантности / под.ред. А.Г.Асмолова, Г.У.Солдатовой, А.В.Макарчук. – М.: ГУ МО «Издательский дом «Московия», 2009 - тир. 20000, 19,5 п.л. (в соавт. с Солдатовой Г.У., Шайгеровой Л.А., Макарчук А.В., Щепиной А.И., Лютой Т.А., Шаровой О.Д.)